Большой цирк в Альберт-парке |
На главную | Гран при Австралии-2002 |
Гран При Австралии иногда дарит гонки, отмеченные бурными событиями. Вроде той, когда в 1996 году на старте "полетел" на своем Jordan Мартин Брандл, или Жак Вильнев в 2000 году на BAR. В 1991 году в Аделаиде Гран При Австралии продолжался из-за дождя всего двадцать с небольшим минут - это рекорд Формулы 1. Попытка установить еще один рекорд - по числу выбывших на первом круге участников, австралийцам на сей раз не удалась, хотя до него было совсем немного. В Спа в 1998 году на спуске к О'Руж осталось 13 разбитых машин. В аварии, случившейся в первом повороте в Мельбурне пострадавших было поменьше - всего 8.
На самом деле неудачников было десять. На формирующий круг не удалось уйти гонщикам Arrows и их машины некоторое время не заводились и на пит-лейн, откуда Хайнц-Харальд Френтцен и Энрике Бернольди смогли полюбоваться необыкновенным шоу, виновниками которого стали Рубенс Баррикелло и Ральф Шумахер. Ральф, стартовавший с третьей позиции, попытался "просочиться" между гонщиками Ferrari, но Рубенс заметил его маневр и кинулся перекрывать линию атаки. Ральф принял влево, но и на это действие последовал синхронный ответ. В результате, когда Рубенс ударил по тормозам на подходе к первому повороту, Ральфу, оказавшему вплотную за ним, маневрировать было уже некуда - и он отправился в полет, почти как Жак Вильнев на этой же трассе год назад (он наскочил тогда на машину Шумахера-младшего в обстоятельствах, во многом схожих с нынешними).
Не осталось пространства для маневра и многим другим участникам гонки - жертвами завала, происходящий в голове несущегося на всех парах пелетона не позавидуешь. Михаэль Шумахер успел принять влево и не пострадал, но потерял несколько позиций. Место аварии благополучно проскочили Култард, Монтойя и Трулли, а вот тем, кто шел чуть позади, не повезло. В полном составе выбыла команда Sauber, по одной машине потеряли Renault, BAR, Jordan и Toyota, чудом избежал неприятностей Кими Райконен.
Разбираться, кто прав, кто виноват, было некогда. Неудачники потрусили в боксы в надежде, что гонка будет остановлена. Однако стюарды к удивлению и даже возмущению многих приняли иное решение. На трассу вышел пейс-кар и это означало, что более трети участников гонки оказались вне игры еще до того, как она по-настоящему началась. Потери на этом не закончились. Лидер гонки Дэвид Култард оказался на траве за пару секунд до того, как гонке был дан ре-старт. Забарахлила трансмиссия и с первой позиции Дэвид откатился сначала на четвертую, потом на пятую, шестую, седьмую… В конце концов он выбыл из гонки, когда трансмиссия отказала окончательно. Вторым какое-то время шел Ярно Трулли, но радость в стане Renault продолжалась недолго: на восьмом круге машина подвела и итальянца - его развернуло без видимых причин и после удара об отбойник разбитый Renault остался лежать посередине трассы. К этому списку следует добавить Сато, выбывшего из-за отказа машины, Жака Вильнева, на BAR которого развалилось заднее крыло, и… гонщиков Arrows, которым все же удалось уйти в гонку, но с нарушениями правил, за которые обоим был показан черный флаг (Френтцен покинул пит-лейн на запрещающий сигнал светофора, Бернольди воспользовался запасной машиной уже после того, как был дан старт гонке).
На финиш прибыло всего восемь гонщиков, причем, полностью удалось сохранить свои составы только аутсайдерам - Jaguar и Minardi. Обе получили свои очки, причем в призовой шестерке одно время шел даже Алекс Йонг.
Михаэль Шумахер свою очередную, 54-ю победу одержал почти без напряжения. В первой фазе гонки ему пришлось поработать совсем немножко, поднимаясь с четвертой позиции вперед и отбивая атаки Монтойи. Колумбийцу удалось его пройти на стартовой прямой, однако вскоре Михаэль отыгрался, затем быстро создал отрыв и к финишу ехал не торопясь, заботясь только о том, чтобы удержать свои 20 секунд преимущества. Монтойя, отпустив своего главного соперника, на какое-то время успокоился, но после пит-стопа снова набрал темп, оторвался от наседавшего сзади Кими Райкконена, и также по-гроссмейстерски довез свое второе место до финиша. На подиуме, отметим, он и Шумахер старательно делали вид, что друг друга не замечают - война в нынешнем сезоне этой паре предстоит нешуточная. Зато именинником чувствовал себя финн - для него это был первый подиум в Формуле 1.
Но главным героем Гран При Австралии стал, разумеется, местный гонщик Марк Уэббер. Оказавшись в призовой группе, он хладнокровно удержал свою позицию, устояв на последних кругах под атаками Мики Сало. Уэбберу удалось почти невозможное: выступая за одну из слабейших команд чемпионата, он в дебютной гонке заработал сразу два очка, да еще на глазах у своих болельщиков! Minardi заработала очки впервые с 1999 года (с 1985 года, когда она появилась в Формуле 1, команда из Фаэнцы записала на свой счет 30 очков)!
Ну и, разумеется, настоящий праздник в стане Toyota - Густаву Бруннеру удалось повторить рекорд Харви Постлтуэйта (Wolf) и Лео Ресса (Sauber): созданная им машина принесла очко дебютирующей команде в ее первой же гонке!
До гонки | Хайнц-Харальд Френтцен и Энрике Бернольди - оба из команды Arrows - не смогли покинуть свои позиции, когда пелетон отправился на формирующий круг. Механики, провозившись некоторое время с их машинами, оттолкали их на пит-лейн, откуда "оранжевым" теперь предстояло стартовать | |
Старт |
Ральф Шумахер, отлично рванув со своей позиции, опередил своего брата и попытался пройти его напарника, Рубенса Баррикелло, но не тут-то было. Рубенс, отчаянно пытавшийся сохранить свою первую позицию, внимательно следил за тем, что делается сзади, и когда Ральф пошел вправо, немедленно сместился в ту же сторону. Шумахер-младший решил изменить направление атаки, пошел влево - Рубенс также. Они уже подлетели к первому повороту и Ральф явно прозевал момент, когда бразилец начал торможение. Его Ferrari находился прямо перед Williams - избежать столкновения было невозможно. Ральф врезался в хвост Ferrari и отправился в полет, напомнив прошлогодние картины, когда в третьем повороте точно так же на его Williams, как на трамплине, подскочил BAR Жака Вильнева. Ральфу повезло больше, чем канадцу - зона безопасности в первом повороте оказалась намного просторнее и он без ущерба для своего здоровья долетел до отбойника. Позади, тем временем, происходил форменный погром. Ник Хайдфельд, видимо, увлеченный необычной картиной, забыл о тормозах, и врезался в Джанкарло Физикеллу, прихватив с собой Дженсона Баттона и Фелипе Массу, а Оливье Панис столкнулся с Аланом Макнишем. Михаэль Шумахер почел за благо ударить по тормозам и миновать место аварии по гравию. Точно так же поступили гонщики McLaren, один из которых, Дэвид Култард, неожиданно для себя оказался лидером гонки. Следом шли Ярно Трулли и Хуан-Пабло Монтойя, только четвертым М.Шумахер, далее Эдди Ирвайн, Педро де ля Роза, Такума Сато, Марк Уэббер, Алекс Йонг и Жак Вильнев. | |
1 круг |
В аварии никто не пострадал, гонщики спешат в боксы, ожидая красных флагов и рестарта, но директор гонки выпускает на трассу сэйфти-кар, рассудив, что раз проезжая часть не занята, на ней почти нет обломков и разбитых машин, то и гонку останавливать нет никакой надобности. Мика Сало отправляется в боксы менять носовой обтекатель, так же как кругом позже Кими Райкконен (ему за спину попал обломок одной из машин) | |
2 круг | Хайнц-Харальд Френтцен наконец выезжает на трассу. | |
6 круг |
Сэйфти-кар уходит в боксы. Гонку ведет Култард, за спиной у которого Монтойя пытается соперничать с Ярно Трулли и ошибается в первом повороте, позволяя М.Шумахеру выйти ан третье место. Райкконен начинает прорыв с 11-й позиции | |
7 круг |
Пока два чемпиона мира по картингу, Трулли и М.Шумахер сражаются за вторую позицию, Дэвид Култард уходит вперед. За два круга его отрыв вырос до семи секунд Энрике Бернольди присоединяется к пелетону на запасной машине | |
8 круг | Райкконен обходит Де ля Розу и идет уже седьмым. В конце пелетона Вильнев обходит Марка Уэббера | |
9 круг |
На выходе из первого поворота неожиданно срывает задний мост Renault Ярно Трулли. Итальянцу не удается удержать машину под контролем, ее выносит на отбойник, после удара о который разбитый Renault застывает посередине трассы - сэйфти-кар вновь покидает пит-лейн, но еще до этого Райкконен успевает обойти Такуму Сато Вильнев и Бернольди уходят на пит-стоп | |
11 круг | Сэйфти-кар уходит в боксы и в этот момент Дэвид Култард, возглавлявший пелетон, … вылетает на траву в предпоследнем повороте. Пока он возвращается на асфальт, мимо проскакивают Монтойя, М.Шумахер и Райкконен. Култард четвертый, далее Ирвайн и Де ля Роза. Такума Сато, занимавший место в первой шестерке, уходит на пит-стоп | |
13 круг |
Култард явно испытывает проблемы - вскоре его без труда один за другим начнут обходить соперники Вильнев снова в боксах | |
14 круг | Сато выбывает из гонки, свернув в боксы | |
17 круг | Шумахер атакует Монтойю в конце стартовой прямой. Колумбиец пытается удержать лидирующую позицию, но пробуксовывает на масляном пятне, и Шумахер, наконец, возглавляет гонку. Колумбийца, между тем, начинает настигать Райкконен | |
18 круг | Педро де ля Роза, на машине которого с перебоями работает электрооборудование, отстает, пропуская вперед гонщиков Minardi и Вильнева | |
19 круг | Хайнца-Харальда Френтцена снимают с гонки за то, что он выехал с пит-лейн на красный сигнал светофора. Одновременно объявлено, что и присутствие второго гонщика Arrows на трассе под вопросом | |
23 круг |
Преимущество М.Шумахера достигло 11 секунд. Дэвид Култард цепляется за каждую позицию, но идет по дистанции с очевидными проблемами (все труднее переключаться с высших передач на низшие). Ирвайн отбире\ает у него четвертую позицию Бернольди также снят с гонки, поскольку сменил боевую машину на запасную уже после старта | |
25 круг | Марк Уэббер выходит на пятую позицию, оставив позади Дэвида Култарда - публика в экстазе! | |
26 круг | Култарда обходит Вильнев, однако двумя кругами позже канадец теряет заднее крыло и вылетает с трассы | |
29 круг | Алекс Йонг выходит на шестое место, обойдя Култарда | |
32 круг | Мика Сало сворачивает в боксы на плановый пит-стоп | |
34 круг | Култард выбывает из гонки после того, как коробку заклинило на шестой передаче - в таком состоянии ему удалось проехать несколько кругов | |
35 круг | Проблемы у Марка Уэббера - на пит-стопе не удается с первой попытки завести в горловину бака заправочный рукав, он теряет на это 34 секунды | |
37 круг | Монтойя, Ирвайн и Йонг меняют резину и доливают топливо | |
38 круг |
Шумахер, а затем и Райкконен сворачивают на пит-стоп. Финн выезжает на трассу в момент, когда рядом идет Монтойя, пытается удержать вторую позицию, но ошибается на входе в первый поворот и упускает колумбийца Шумахер лидирует, Монтойя и Райкконен уступают ему 20 секунд, Ирвайн - целый круг. Уэббер, несмотря на заминку в боксах, держится пятым, а на шестую позицию, опередив Йонга, выходит Мика Сало. | |
48 круг | На первых местах без изменений - М.Шумахер держит темп, достаточный для того, чтобы не подпускать к себе преследователей, Монтойя оторвался от Райкконена на пять секунд и тоже чувствует себя относительно безопасно. Зато намечается дуэль за пятое место - Мика Сало быстро настигает Марка Уэббера | |
56 круг | Сало два круга подряд ловит момент для обгона австралийца, но ошибается в одном из поворотов, теряет управление и разворачивает свою Toyota поперек трассы. Ему удается остаться в гонке, но Уэббера теперь уже не догнать | |
58 круг | Михаэль Шумахер фиксирует свою 54-ю победу в Гран При, Райконен - первый подиум, Марк Уэббер к восторгу местной публики - первые два очка в дебютной гонке, Мика Сало к огромной радости руководства - первое очко в дебютной для Toyota гонке |