Rambler's Top100
Гран при Малайзии-2002
На главную Гран при Малайзии-2002
Удачный выбор тактики принес Ральфу Шумахеру довольно легкую победу на Гран При Малайзии, но в его успех свой вклад внесли главные соперники и… стюарды.

Команда Williams нарушила малайзийскую гегемонию Ferrari, одержав двойную победу на автодроме Сепанг, где в предыдущие три года списки лучших по главным номинациям почти единолично возглавлял один человек - Михаэль Шумахер. На его счету победы во всех без исключения квалификациях, и в двух гонках из трех (в 1999-м, как наверняка многие помнят, он сам уступил первое место своему напарнику Эдди Эрвайну). Фамилия "Шумахер" выгравирована и на победном кубке 2002 года, однако речь идет не о Михаэле, а о его младшем брате Ральфе. Михаэль не ушел без наград и на этот раз, вновь завоевав поул, однако из борьбы за главный приз он выбыл в первом же повороте, столкнувшись с Хуан-Пабло Монтойей. Это событие наверное можно было бы считать рядовым, если бы не реакция стюардов, решивших ни с того ни с сего оштрафовать одного из двух участников аварии. В результате и Михаэль, и Хуан оказались в задних рядах пелетона. Невероятно, но оба все же поднялись на подиум, украсив Гран При Малайзии своими прорывами!

Ральф спустился с горы

Учитывая, насколько плотной оказалась борьба в квалификации, можно было предположить, что победа в Гран При Малайзии достанется тому, кто лучше просчитает тактический план этой гонки. Уже утром на разминке стало очевидно, что команда Williams, в отличие от Ferrari и McLaren, намерена сделать ставку на вариант с одним пит-стопом. Расчет был понятен: на горячем асфальте Сепанга покрышки Michelin позволяли с первых кругов держать высокий темп, а значит, имело смысл попытаться уйти в гонку с полными баками, чтобы попробовать переиграть соперников на пит-стопах. Забегая вперед, скажем, что этот план оправдался на сто процентов: Рубенс Баррикелло, имевший в середине гонки значительный отрыв от Ральфа Шумахера, лишился лидерства из-за того, что вынужден был лишний раз останавливаться в боксах, а Дженсон Баттон, избравший ту же тактику, что и Williams, едва не поднялся на подиум.

Но сначала был старт, в значительной степени определивший рисунок гонки. В отличие от своего напарника Хуан-Пабло Монтойя решил начать гонку с меньшим количеством топлива, чтобы попытаться реализовать выгоды своей стартовой позиции. Он великолепно принял старт, но Михаэль Шумахер, предвидя это, применил свой излюбленный приемчик, прочертив зигзаг перед носом у соперника в момент разгона к первому повороту. Колумбийца эта акция нисколько не смутила. Он сменил линию атаки и попытался пройти Михаэля еще до конца стартовой прямой - и почти преуспел. Во всяком случае, в поворот он входил первым, опережая Михаэля примерно на метр… А вышел только десятым. Шумахер не пожелал уступать сопернику, и произошло столкновение, в котором больше всего пострадал сам немец. Ему пришлось ехать в боксы менять носовой обтекатель. Монтойе после толчка с трудом удалось удержаться на асфальте, к тому же под колесами оказалось оторвавшееся переднее крыло Ferrari - с первого места он откатился на десятое. Несколькими кругами позже колумбиец появился на шестой позиции, но продвинуться дальше ему не позволили стюарды, решившие применить к Монтойе введенный в спортивный регламент совсем недавно штраф - проезд по пит-лейн.

Столкновение Монтойи и Шумахера было не единственным на первом круге. Фелипе Масса, проходя связку первого-второго поворотов, неуклюже подскочил на бордюре и саданул в бок Такуму Сато, а чуть позже уже Сато испортил гонку собственному напарнику Физикелле. Итальянец сражался за позицию с Микой Сало и в связке виражей затормозил чуть пораньше, чтобы избежать столкновения с финном. Сато оказался к этому не готов и въехал в машину Джанкарло сзади. Его Jordan лишился переднего крыла, машина Физикеллы осталась без заднего. Итальянец собирался было совсем отказаться от продолжения борьбы, но механики сумели восстановить машину и Джанкарло вернулся в гонку с отставанием в три круга.

Но вернемся к лидерам. В восточной мифологии есть притча о мудрой обезьяне, наблюдавшей с горы за борьбой двух хищников, а потом спокойно спустившейся в долину, чтобы забрать их добычу. В Малайзии роль мифологической обезьяны с блеском исполнил Ральф Шумахер. Австралийский урок явно пошел ему на пользу: подлетая к первому повороту, Ральф, как, впрочем, и Рубенс Баррикелло, благоразумно оставил своему брату и Монтойе достаточно места, чтобы не оказаться вовлеченными в их столкновение, и вместе с Баррикелло повел гонку. Поначалу казалось, что "старая" Ferrari не будет иметь проблем с новым Уильямсом и здесь на Сепанге - Рубенс понемногу наращивал отрыв от Ральфа. Но малазийское марево сделало свое дело: покрышки Bridgestone изнашивались слишком быстро, тогда как резина Michelin с каждым кругом работала все лучше и лучше. К семнадцатому кругу разрыв между Ferrari и Williams, выросший было до шести секунд, сначала стабилизировался, а затем начал сокращаться. Стало ясно, что убежать Баррикелло не удается, и теперь все зависит даже не от тактики - Ferrari уже явно проигрывала в этом компоненте Williams, а от надежности машин и работы покрышек.

Почти все клиенты Michelin (кроме Монтойи) решились на один-единственный пит-стоп, а вот команды Bridgestone из-за чрезмерного износа резины вынуждены были менять их чаще. Вот и Баррикелло, пройдя треть дистанции, нырнул в боксы, освободил дорогу Ральфу Шумахеру, тут же взвинтившему скорость, чтобы застраховаться от всяческих гоночных неожиданностей. Дозаправка была стремительной, в баки Ferrari плеснули совсем немного топлива, но даже на легкой машине и свежей резине Рубенс не смог отыграть необходимые для второй остановки 25 секунд. Сначала он уперся в Кими Райкконена, а после того, как на McLaren финна взорвался двигатель, сумел прибавить лишь совсем немного. Бразилец еще раз ненадолго вышел в лидеры, когда в середине гонки на дозаправку съездил Ральф, но сомнений в победе гонщика Williams к тому времени уже почти не оставалось.

Шумахер-младший выиграл четвертый Гран При своей в карьере и был рад этому безмерно: "Гонка прошла почти идеально. Команда отработала блестяще, машина была в порядке, вела себя почти безупречно на протяжении всей дистанции, особенно на втором ее отрезке, когда на асфальт нанесли побольше резины. Это было не более чем легкой игрой. Я восхищен тем, насколько быстро шла сегодня машина. Если честно, то я до сих пор не могу в это поверить. Это все заслуга команды".

Нормальные герои

Гонку, между тем, сделали не Ральф с Рубенсом, а те самые двое, "прославившиеся" на старте. Стараниями стюардов, они оказались почти рядом, разделенные лишь парой соперников, и повели свою гонку, задачей которой было прорваться как можно дальше вперед. Избрав сходную тактику, Монтойя и Шумахер-старший стремительно прорывались вперед, не испытывая проблем ни с машинами, ни с покрышками. Отчасти на руку этой паре (прежде всего Шумахеру, оказавшемуся на 21-й позиции) сыграли сходы и аварии, которых в гонке было немало. К тому же на легких машинах оба могли атаковать и делали это мастерски. Вот колумбиец проходит Сало и Трулли, а затем расправляется с Баттоном - Михаэль отвечает атакой на Уэббера и Йонга. Михаэль оставляет позади Эрвайна, а затем по внутреннему радиусу проходит в последнем повороте Вильнева (канадец, кажется, единственный из лагеря Bridgestone, решил пойти с одним пит-стопом - и нахлебался с быстро пришедшими в негодность покрышками вволю!) - Хуан дожал Алана Макниша. Немец поставил на место зарвавшегося Бернольди, колумбиец ответил атакой на Сало (после которой поднялся на пятое место).

Конечно, рассчитывать на победу им уже не приходилось, но к середине гонки Монтойя и Шумахер - разрыв между ними колебался от пятнадцати до двадцати секунд - выбрались на 2 и 4 места. Третьим шел Дженсон Баттон на Renault и это предвещало сенсацию. Молодой британец, которого так ругали за бесцветный прошлый сезон, вез первый в карьере подиум и себе, и команде Рено, грозя Ferrari завершением блестящей череды подиумов, начавшейся еще в Малайзии 1999 года. Увы, удержаться в тройке ему не удалось. Сначала на 45 круге Дженсона во второй раз обогнал более быстрый Монтойя. Михаэль накатывал сзади, но он уступал 20 секунд и явно не успевал отыграть их до финиша. Однако на машине британца неожиданно полетела подвеска, и Шумахер отчаянным броском отыграл отставание, после чего без труда вышел на третье место за несколько поворотов до финишной черты. Баттон остался четвертым, открыв счет Renault, вернувшейся в гонки.

Дженсон по крайней мере финишировал, а вот Баррикелло не удалось сделать это во второй гонке подряд. А ведь после стартовой аварии гонка открывала перед ним уникальный шанс побороться за победу, не оглядываясь на командные установки. Увы, противостоять Williams он был не в состоянии. Что ж, второе место могло бы стать неплохим утешением после австралийского схода, но и оно Рубенсe не досталось. Случилась редчайшая вещь - отказал двигатель Ferrari модели 050D, которая немного мощнее прошлогодней, но с ней уже возникали проблемы во время предсезонных тестов (новый двигатель 051 невозможно использовать с коробкой передач F2001). Справедливости ради стоит заметить, что жаркий климат Малайзии доставил немало хлопот и мотористам других команд. К примеру, Renault готовила к гонке специальную систему охлаждения своего мотора, но на машине Ярно Трулли он начала перегреваться с первых кругов. Отказы моторов вывели из игры команду McLaren в полном составе.

Сходы сыграли на руку не только незадачливым фаворитам. Повезло гонщикам Sauber, открывшим счет в этом сезон. Особенго радовался 20-летний Маса - первое очко он добыл уже во второй гонке в своей карьере.

Гонка, круг за кругом
1 круг Хуан-Пабло Монтойя лучше принял старт, Михаэль попытался его заблокировать, сместившись вправо, и две машины колесо в колесо понеслись к первому повороту (Михаэль с внутренней стороны). Соскочив с бордюрного камня, Михаэль ударился в бок Williams, выбил Монтойю к внешней бровке, но при этом оборвал переднее крыло на своем Ferrari. Лидерство благодаря этому досталось Рубенсу Баррикелло. Ральф Шумахер шел вторым, за ним пара McLaren, Кими впереди. Ник Хайдфельд вышел на пятую позицию, а замыкал шестерку Дженсон Баттон. Разгневанный Монтойя продолжил гонку десятым и, обходя М.Шумахера, потихоньку катившегося в боксы, чтобы поменять носовой обтекатель, погрозил ему рукой.
Очередная драма у Arrows: Хайнц-Харальд Френтцен остался висеть на стартовом поле. Его машину откатили на пит-лейн и через некоторое время немец все же ушел в гонку.
2 круг Баррикелло увеличивает свой отрыв.
Драма в лагере Jordan: Такума Сато "въехал" в хвост своему напарнику Джанкарло Физикелле. Оба вынуждены ехать на ремонт: Сато - менять носовой обтекатель, Физикелла - ставить новое заднее крыло.
3 круг Отрыв Баррикелло от Ральфа Шуахера составляет 2,7 секунды.
Монтойя разом проходит Ярно Трулли и Мику Сало, сражавшихся за седьмое место
4 круг Сало обходит Трулли
Михаэль Шумахер, пытаясь нагнать лидеров, идет в темпе, позволяющем ему раз за разом улучшать время круга
7 круг Монтойя в первом повороте проходит Баттона - он уже в шестерке! Трулли между тем откатывается назад все дальше - его обходит Алан Макниш.
Де ля Роза пытается "подсесть" под Паниса, но тот "захлопывает калитку" и испанец остается без переднего крыла.
Шумахер выходит на 17-ю позицию, оставив позади Уэббера.
Тем временем становится известно о решение стюардов наказать Монтойю за столкновение в первом повороте, потому что он "спровоцировал аварию, которой можно было избежать". Штраф - проезд по пит-лейн
8 круг Трулли неожиданно сворачивает на пит-стоп. Кругом позже он снова вернется в боксы - чтобы сойти (двигатель постоянно перегревается)
М.Шумахер оставил позади Йонга и идет 16-м
9 круг Монтойя отрабатывает необычный штраф, в результате чего с шестой откатывается на девятую позицию
10 круг М.Шумахер проходит Ирвайна - он уже 13-й
Панис паркуется на обочине - отказ машины
12 круг М.Шумахер в последнем повороте блестяще, по внутреннему радиусу проходит Вильнева
13 круг Неожиданно начинает терять скорость Култард, благодаря чему на четвертое место поднимается Ник Хайдфельд
14 круг Баррикелло оторвался от Р.Шумахера на 6 секунд.
Култарда обходят Баттон и Сало (Toyota снова в шестерке!)
М.Шумахер обогнал Массу и вышел на 11-ю позицию
15 круг Култарда настигают Макниш и Монтойя. Алан допускает ошибку, соскакивает на траву и упускает колумбийца - Монтойя теперь седьмой
16 круг Михаэль догнал отчаянно сопротивляющегося Бернольди. После короткой борьбы немец все же выходит вперед
Гонщики Williams обмениваются быстрыми кругами
19 круг Начинается первая серия пит-стопов: Хайдфельд (Монтойя благодаря этому снова в шестерке), Макниш, М.Шумахер, Йонг. Михаэль возвращается в гонку на 12-й позиции
20 круг Монтойя в последнем повороте проходит Мику Сало и выходит на пятое место
21 круг Баррикелло, Монтойя и Сало уходят на пит-стоп. Лидирует Р.Шумахер, вторым идет Райкконен, Баррикелло третий
Бернольди выбывает из гонки из-за отказа машины
24 круг На McLaren Райкконена в конце прямой, ведущей к последнему повороту, взрывается двигатель. Баррикелло выходит на вторую позицию, Баттон на третью.
25 круг Сало возвращается на пит-лейн и свернув в боксы, выбирается из машины. Однако инженеры быстро приводят ее в порядок и Мика снова уходит в гонку, уступая лидеру три круга
26 круг Эдди Ирвайн врезался в Minardi Йонга и оказался на траве без переднего крыла. Ему удалось вернуться на трассу, потеряв несколько мест
30 круг Ирвайн сходит в боксах - гидравлика
Йонг паркуется на выезде с пит-лейн - отказ машины
31 круг Ральф Шумахер и Дженсон Баттон отрабатывают свои пит-стопы. Лидирует вновь Баррикелло, Ральф второй, Монтойя третий, далее Баттон, Хайдфельд, а на шестой позиции - М.Шумахер.
35 круг Баррикелло снова на пит-стопе - Ральф лидирует, Монтойя идет третьим
Уэббер вылетает в гравий в конце стартовой прямой и выбывает из гонки
36 круг Хайдфельд уходит на пит-стоп, уступая четвертую позицию Баттону, которого преследует М.Шумахер.
37 круг М.Шумахер проходит Баттона в последнем повороте
38 круг Монтойя, пытаясь достать Баррикелло, устанавливает рекорд круга в гонке
39 круг Монтойя достал Баррикелло, атакует его в последнем повороте и… наконец, уходит на пит-стоп, после которого оказывается за спинами М.Шумахера и Баттона
40 круг На Ferrari Баррикелло горит двигатель - бразилец выбывает из гонки.
М.Шумахер снова на пит-стопе: Баттон идет вторым, Монтойя третьим
Алан Макниш застревает на пит-стопе (механики запутались в том, какой комплект резины ему ставить), после чего с шестого места перемещается на седьмое
44 круг Монтойя отбирает вторую позицию у Дженсона Баттона
52 круг Инженер показывает Ральфу Шумахеру щит с надписью "Oil pump", призывая сбросить темп - его преимущество перед Монтойей составляет чуть менее минуты
54 круг Баттон теряет скорость, его Renault начинает болтать в поворотах (развалился один из стабилизаторов). М.Шумахер стремительно его настигает
56 круг Р.Шумахер и Монтойя спокойно доводят свои машины до двойной победы, а на третью позицию вырывается М.Шумахер, опередивший обессилевшего Баттона. Хайдфельд и Масса приносят Sauber первые три очка в этом сезоне. Макниш заканчивает свою первую гонку седьмым


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Всё о Формуле-1
Хостинг от uCoz